ФК Спартак Москва новости, статьи, составы, переходы
Вспомнить всё. Премьер лига России против Высшей лиги Украины в FIFA 07

Для начала зададимся вопросом: почему же именно FIFA07? Это, вне всякого сомнения, самая "бессмертная" версия игры, которая через год отметит свой (внимание) уже пятнадцатилетний юбилей. Шли годы, в реальном мире у команд менялись составы и статусы, а у последующих версий игры продолжались усовершенствоваться геймплей и графика вплоть до того, что некоторым футболистам разработали свой фирменный стиль празднования забитых мячей, в то время как здесь даже седеющий Каннаваро в порыве радости может влегкую сделать сальто (мы в свое время его еще называли "колесико"). Неизменным осталось лишь то, что и спустя десятилетие эта игра остаётся одной из самых популярных версий серии ФИФА, по которой до сих пор проводятся турниры и на которую продолжают штамповаться всё новые и новые патчи. О чем тут вообще можно говорить, если для этой версии был разработан даже патч чемпионата СССР! Пусть и не без своих странностей, но все же. 

На дворе 2006 год. Вот уже на протяжении нескольких лет, раз за разом, в игре от EA Sports мы обнаруживаем отсутствие российского первенства, и осень текущего исключением не стала - любители отечественного футбола вновь разочарованно выдохнули: в очередной версии популярного спортивного симулятора FIFA не нашлось места Российской Премьер Лиге. С одной стороны, канадских разработчиков можно понять: по итогам евросезона 2005/06 Россия находилась лишь на девятом месте в таблице коэффициентов УЕФА, хотя, с общим ростом уровня отечественного чемпионата в осязаемом мире, мы ожидали увидеть наше первенство и в ирреальности. С другой – не думаю, что наша Премьер Лига уступала представленным в игре чемпионатам Дании и Норвегии, но, увы. Уже в который раз настоящим бальзамом на душу для простого российского геймера стало появление соответствующего патча, ведь желание сразиться на европейских полях не только за "Манчестер Юнайтед" и мадридский "Реал", но и против них, управляя игроками до боли родных "Зенита" или "Рубина", для которых попадание в главный клубный турнир Европы тогда еще было утопией, каждую осень подогревало наши аппетиты. Особые же гурманы, помимо РФПЛ, искали и высший дивизион чемпионата своих западных соседей, украинцев, создавая не только аналогичные Лиге Чемпионов турниры из 32 команд с участием ещё "Шахтёра" и киевского "Динамо", но и просто Объединённый Чемпионат в формате лиги, либо русско-украинского Кубка формата плей-офф. Да-да, мы "загорались" этой идеей гораздо раньше многоуважаемого Валерия Георгиевича, в то время ещё занятого тренерской работой в штабе ЦСКА. Однако в виду отсутствия тех возможностей и ресурсов, которыми обладает Газзаев, нам приходилось реализовывать свой проект лишь в мире виртуальном. 

Замечу, впервые я нашел патч, сразу предоставляющий геймеру по 2 сильнейших дивизиона каждой из стран - Премьер лигу и Первый дивизион от России и Высшую и Первую лиги Украины, до этого же два сильнейших чемпионата с постсоветского пространства обычно подавались местными разработчиками по отдельности. Плюс ко всему, пару-тройку интересных клубов можно обнаружить и в разделе "Остальной мир" - например, создатели не смогли обойти стороной ФК "Чита" (вероятно, сами были оттуда родом) и влачащую в те годы жалкое существование в низших дивизионах "Аланию", носившую название "Спартак Владикавказ". Жаль еще не изобрели дополнительный раздел "Небесная лига", тогда появилась бы возможность поиграть и за канувших в Лету к тому времени "Ротор", "Уралан" или питерское "Динамо". Не лишним будет добавить, что все это происходило под комментарии Василия Уткина и его тезки Соловьева, о существовании которого я узнал лишь благодаря патчу, ни разу не слышав его комментарии в реальном времени, а крылатые фразы первого были заучены мной практически наизусть: "Не слишком много голов было забито в первом тайме. Я бы даже сказал мало голов. Один гол". "Вот для чего футболисту голова". В общем, тысячи их.

Правда, несмотря на всю эту крутотень, не обошлось и без ложки дегтя: футболисты на поле могли исчезнуть в любой момент и ориентироваться тогда можно было только по теням от бутс. Но, к чести патча, проблема решалась довольно легко - стоило лишь выбить мяч в аут или провести замену - на время его вброса или "пересменки" игра останавливалась, играла кат-сцена, после которой фигурки игроков вновь появлялись на поле. Также стоит заметить, что выход игры в середине осени с последующей разработкой патча объясняют и образовавшуюся ситуацию с составами: поколение олдов, которому сейчас около тридцати, еще  помнят, что давным-давно чемпионат РФПЛ еще проводился с марта по ноябрь, поэтому заявки и комплекты форм были представлены образцом конца сезона 2006 года, в то время как украинское первенство, с самого начала своего независимого существования перешедшее на систему "осень-весна", предоставило геймеру более актуальную информацию как по составам, так и по экипировке. Также для большей реалистичности можно было продумать ситуацию со стадионами, а конкретно - тему погоды. Если для европейских стадионов еще есть выбор между дневным и ночным или солнечным и пасмурным временем, то для арен России и Украины здесь без вариантов - во время проведения игры доступен лишь ясный день. И так - круглый год. А ведь как было бы классно в режиме карьеры, играя в октябре-ноябре, выходить "помесить говно" на грязный газон с лужами, в которых мяч постоянно притормаживал бы свое движение, как это происходило и в реальном времени.

Российская Премьер лига

В реальном мире средний уровень команд РФПЛ выше украинских, да и по компьютерным меркам сей турнир более ровный: здесь нет одного четко выделяющегося гранда, как в Высшей Лиге, но зато трудно объясняется распределение рейтинга между клубами "второго эшелона". Непонятно, почему едва не вылетевшие в концовке 2006-го "Крылья Советов" и все же покинувшее тогда элиту "Торпедо" стоят в одном ряду с чемпионом и обладателем кубка ЦСКА или занявшими остальные ступени пьедестала "Спартаком" и "Локомотивом"? У них всех по три с половиной звезды. Да ладно там, с москвичами, получается, что "Крылья", "Ростов" и "Сатурн" ставились разработчиками патча в один ряд с "Порту", "Штуттгартом", ПСВ Эйндховен и "Бенфикой", лишь "на пол-шишечки" уступая "Севилье", "Вердеру" или "Тоттенхэму"? Это же абсурд. Однако будь так и в реальности, наш чемпионат стал бы в разы интересней. Более или менее адекватную оценку на их фоне, пусть все-таки, как мне кажется, тоже слегка завышенную в сравнении с реальным миром, получили пять клубов - "Шинник", "Амкар", "Спартак-Нальчик", "Томь" и "Луч", которым дали по три звезды. В дальнейших версиях игры с официальным появлением РФПЛ в FIFA оценки, поставленные уже канадскими разработчиками, окажутся более реалистичными, а пока...

...пока поговорим о заявках клубов. Какими же были они, наши "великолепная десятка и вратарь", в FIFA 07? В качестве примера представлены стартовые составы лучших команд обеих лиг + семь запасных (игроков с наивысшим уровнем из оставшихся в перечне). Упоминалось, что заявки команд были представлены на конец лета 2006-го года, отчего в запасе московских "динамовцев" сидели уже не числившиеся Лима, Жеан и Овчинников, а в основном составе был Алексей Смертин. Также для нескольких клубов не были проведены некоторые значимые трансферы, как, например, переход Одемвинги из "Лилля" в "Локо" или тех же Домингеса и Погребняка из "Рубина" и "Томи" соответственно в "Зенит". Однако, если после первой установки игры зимой 2007-го это было исправлено в течение получаса, то найдя пыльную флешку спустя более десяти лет, дабы полностью прочувствовать всю ламповость, уникальность и величие этой версии игры, первоначальные составы решил не трогать - черт с ним, этим Домингесом, у нас и Спивак на фланге хорош. Да и Овчинников с Ковалевски тогда были не последними людьми в нашем футболе, причем, первый и вовсе "капитан команды, бл*ть"!, пусть в реальном мире уже и закончивший карьеру. Однако, стоит заметить, главный трансфер того межсезонья все-таки был осуществлен: пусть в составе "сине-бело-голубых" еще числились Мареш и Панов, но капитанская повязка уже была закреплена за Тимощуком. Хотя, как выяснится позже, "Шахтер" не заметил потери бойца. Плюс к тому, Александр Кержаков после установки патча стал числиться в "Севилье". Изначально казалось, что в Премьер лиге максимальный уровень игроков равнялся отметке 79 (у Аршавина), и ни в одной команде не числился хотя бы один футболист с уровнем 80 и выше, однако позже выяснилось: единственный в РФПЛ, кто все же преодолел  эту планку по факту - вратарь "Спартака" Плетикоса, проследовавший по маршруту "Донецк -> Москва". Анатолий Тимощук (заметьте, тоже экс-игрок "Шахтера" - и об этом еще будет сказано ниже) имеет рейтинг 82, однако, чтобы полностью реализовать весь потенциал украинца, нужно еще постараться подыскать ему соответствующее место на поле - в привычной опорной зоне отметка полузащитника составляет те же 79. Ну зато средний уровень игрока в РФПЛ получается выше - слабое утешение. 

Теперь - к клубам, уровень которых создатели патча оценили ниже:

 

Украинская Высшая лига

Высшая лига Украины предстала перед поклонниками игры более объективной: лишь три клуба из шестнадцати превзошли отметку в три звезды, зато в УПЛ выступает донецкий "Шахтер" - единственная команда с постсоветского пространства в мире FIFA07, уровень которой составляет 4 звезды, что ставит "горняков" в один ряд с дортмундской "Боруссией", "Валенсией", "Ювентусом" и многими другими топ-клубами мирового футбола. Неудивительно, ведь в стартовом составе "оранжево-черных" целых пять футболистов, уровень которых переваливает за 80, да и вообще складывается ощущение, что патч Высшей лиги разрабатывал до мозга костей болельщик "кротов" - донецкий клуб впереди планеты всей. Лучший вратарь среди клубов экс-СССР - играющий за "горняков" Богдан Шуст (85), из игроков обороны лидеры рейтинга - Александр Кучер и Дарио Срна (у обоих 79), а уровень хавбека клуба Матузалема в режиме карьеры со временем вообще переваливает за 90. Перечень форвардов возглавляет игрок "Шахтера" Чиприан Марика (81), и только с полузащитой "оранжево-черные" просчитались: лишь на один балл Матузалема и Фернандинью (по 82) опередили Корреа и Юссуф из стана принципиальнейшего соперника, киевского "Динамо". Согласитесь, уровень 83 - это довольно круто, между прочим, такой же у далеко не последних лиц в мировом футболе: ван Боммела, Юнгберга и Скоулза. Да и вспомним про вышеупомянутых Плетикосу с Тимощуком - наисильнейшие игроки российского первенства в мире FIFA тоже имеют за плечами "оранжево-черное" прошлое.

Но, несмотря на это, и в "виртуальном" мире на тот момент в РФПЛ дела обстояли куда лучше - у нескольких клубов Высшей лиги порой не набиралось игроков на два полноценных состава, а у "Ильичевца" в заявке не было даже второго вратаря. Плюс ко всему, в составе мариупольцев числился игрок с возможно минимальным рейтингом среди всех игроков FIFA 07: мастерство 24-летнего крайнего защитника Любомира Гальчука создатели патча оценили скромным числом 29. Все верно, двадцать девять, и это не опечатка.

Кстати, в составе команды "Динамо-2 Киев", играющей в Первой лиге, тоже можно обнаружить много знаковых для киевлян и украинского футбола в целом фамилий:

И оставшиеся клубы - может, не последние по общему рейтингу, но и не из первых по статусу на внутренней арене:

Безусловно, множество интересных клубов можно было найти, покопавшись и в Первых лигах - так, среди российских команд интересными коллективами представлялись "Кубань" с Диканем в воротах, "Химки" со своей звездно-пенсионной братией (Бесчастных, Тихонов, Дроздов, Мор, Березовский, Парфенов), "Терек" с Шароновым и Сирхаевым, пока безденежный "Анжи" и другие. Ну а среди представителей Украины без внимания невозможно оставить луцкую "Волынь", незнакомого современному болельщику "Динамо-Игросервис", который стал бы главным соперником "Таврии",играй он в Высшей лиге, два "Спартака", "Александрию", уже упомянутый фарм-клуб киевского "Динамо"... В общем, чувствую, про противостояние Первых лиг тоже придется писать отдельно. Как-нибудь потом. 

А пока - делайте выводы, какая из двух виртуальных ведущих лиг постсоветского пространства была сильней и, как говорил в завершение своих репортажей Василий Уткин, "Играйте в футбол". Пусть даже и виртуальный.