ФК Спартак Москва новости, статьи, составы, переходы
От Москвы до Невы

Как сказал Ричард Мейер, архитектура - это футбол, и в ней свои болельщики. После кубковой победы Локомотива Останкинская башня окрасилась в клубные цвета, как и Лахта-центр в связи с чемпионством Зенита.   

 

Раньше на эмблеме Зенита был изображен кораблик Адмиралтейства.

  

Царь зверей был выбран в качестве талисмана Зенита потому, что "в этом городе львов больше, чем жителей", как говорил герой известного фильма. В 1996 году был основан фан-клуб, на членских билетах которого изображен лев Адмиралтейской набережной с мячом вместо шара.

 

После чемпионства 2010 года болельщики из культурной столицы провели акцию, в рамках которой на львов повязывались клубные шарфы.

  

Связь Васильевского острова со спортом первым почувствовал поэт Саша Черный, сравнив его с бильярдным маркёром; впоследствии его тезка и лидер группы Сплин с характерной фамилией "Васильев" спел это стихотворение. Сквер на Стрелке Васильевского острова разработал архитектор Ильин, "а звали его Лев" (из вышеупомянутого фильма). Оформление похоже на круг в центре поля, а поскольку оно сформировалось в двадцатые годы, когда игра набирала популярность, то не исключено взаимовлияние футбола и городского пейзажа. Согласно утверждению официального сайта Зенита, именно это место легло в основу эмблемы, аналогично называемой стрелкой; она имела три основных варианта, и очертания всех их здесь налицо.

 

Наименование "Васильевский спуск" в Москве появилось значительно позднее, чем название "Васильевский остров" в Петербурге. Парящий мост "рифмуется" со Стрелкой, причем консультантом выступал институт "Стрелка".

 

Эмблема Сталинца (предшественника Зенита) представляла из себя флаг с белой полосой в окружении голубых или зеленых. Поскольку спортивное общество Сталинец было создано в Москве, можно предположить, что изначальная задумка относилась к бело-голубому куполу Храма Василия Блаженного.

 

Зеленая вариация могла быть ленинградской фишкой, исходящей от Спаса на крови, построенного под влиянием Василия Блаженного. Ленинградский парад физкультурников: Спас и Сталин, давший название обществу.

 

При затенении возникает синий цвет, добавленный к зенитовской символике в восьмидесятые годы. Под куполом зигзагообразный орнамент, применяемый в экипировке. 

  

Купол со стрелкообразным орнаментом можно сопоставить с фарм-клубом (Зенитом-2).

 

Купол с ромбиками как бы намекает на Динамо из Петербурга, логотип которого такой же формы.

 

Купол со стрелко-ромбическим орнаментом - стадион Петровский, где играли как зенитовцы, так и динамовцы. Купол с крестообразным орнаментом - стадион "Крестовский".

    

Позолоченный купол Василия Блаженного ассоциируется с трофеем; в свое время Михаил Лермонтов сравнил его с графином, тогда как из кубка пьют шампанское. Количество полос на большом желто-зеленом куполе такое же, как в Лужниках - 20, он как бы представляет из себя сферическую панораму. Соответственно, малые купола - стадионы клубов, а навершия крылец - стадионы их молодежных команд. Миниатюрная Царская башня, расположенная напротив, выглядит как дополнительное крыльцо, в итоге получается пять шпилей, соответственно числу московских клубов; такой вот пример пересечения параллельных прямых - галереи храма с кремлевской стеной. Выражаясь современным языком, собор выглядит как некая инсталляция на футбольную тему.

  

Под желто-зеленым куполом изображены округлые сооружения, которые можно сравнить с Лужниками. Под красно-белым куполом горизонтальные ромбики, на которые мог быть наложен диагональный орнамент. Церковь названа в честь Николы Великорецкого - тезки Старостина, который, будучи родом из старообрядческой семьи, вполне мог разбираться в подобных нюансах. Когда Спартак стал чемпионом в игре с Зенитом 2001 года, на табло высветился храм с соответствующего ракурса.

В первой половине прошлого века спортивные общества участвовали в парадах физкультурников на Красной площади под своими знаменами, а Спартаку даже довелось сыграть на ней со своим дублем. В связи с чемпионатом мира сборная Польши обратила внимание на связь куполов с флагами (нет пророка в своем отечестве).

 

Начинание продолжили перуанцы.

 

Церкви Николы Великорецкого соответствует Никольская башня, над воротами которой помещен образ "Никола Можайский" с мечом, придающим ему сходство с гладиатором.

  

Минин и Пожарский - как бы отцы-основатели Старостин и Косарев в образе гладиаторов. Памятник выполнен в древнеримском стиле.

 

Поскольку Спартак с самого начала ориентировался на интеллигенцию в качестве целевой аудитории, не исключено, что белая полоса на груди появилась благодаря дизайну Третьяковки. В таком случае, к созданию спартаковского дизайна косвенно причастен знаменитый художник Виктор Васнецов, спроектировавший фасад.

 

После создания спортивного общества "Локомотив" железнодорожники стали играть в красных майках с вертикальной белой полосой. До этого клуб назывался "Казанкой" - командой Московско-Казанской железной дороги. Если смотреть на здание вокзала с бокового ракурса, получится как раз десять полос (вратарь обходился без полосы). Полосатый дизайн время от времени продолжал применяться на протяжении прошлого века, последний раз его вариация использовалась в полуфинале с Лацио. Презентация нынешнего фарм-клуба "Казанка" происходила в Царской башне на заднем плане, перекликающейся с одноименной кремлевской. Кстати, пресловутое имя Василий тоже переводится как "царский".

 

В комплекс вокзала входит Дом культуры железнодорожников, с которым, к слову, связана развязка "12 стульев", основанных на реальных событиях. На фотографии 1937 года белые полосы есть только на нижнем ярусе.

 

Таким образом, можно предположить, что фасад был изменен в соответствии с символикой общества, в результате чего на верхнем ярусе получились все те же 10 полос.

  

На Арсенальной башне треугольники с зеленой каймой, как и на логотипе семидесятых. Введение этой эмблемы совпало с возвращением формы, называемой "арсеналкой". К созданию логотипа мог быть причастен министр путей сообщения Борис Бещев, лично разрабатывавший эскизы формы и присутствовавший на Красной площади при проведении парадов.

  

Под красно-зеленым куполом Храма Василия Блаженного треугольники в виде буквы "Л", причем с определенного ракурса левая часть буквы кажется тоньше правой. Паровоз выглядит как зеленые треугольники в усеченном виде, кружки - это мяч и колесо. Церковь названа в честь Входа Господня в Иерусалим, который в 17 веке отмечался на Красной площади с преобладанием соответствующих цветов и при участии лошади, которой пришивались уши как у осла (наверное, намек понятен). В начале девяностых использовалась треугольная эмблема. 

 

 

Талисман Ак Барса.

  

Закономерно, что именно динамовцы, бывшие ведущей силой того времени и находившиеся под крылом НКВД, застолбили за собой ассоциацию с центральной церковью со стороны Красной площади, хотя на заре футбольной истории аналогичные цвета использовали армейцы с железнодорожниками. Церковь с бело-голубым куполом названа в честь Киприана и Иустины, послуживших прототипами для Фауста и Маргариты, впоследствии трансформировавшихся в булгаковских персонажей. Покровительство злых сил сродни деятельности Берии, когда вставлялись палки в колеса другим клубам, в частности, был расстрелян Косарев и репрессированы Старостины. Под куполом ромбики с полукружиями, из них же состоит и ограждение, орнамент желто-зеленого купола тоже состоит из вертикальных ромбиков. Интерес к достопримечательностям очевиден на логотипе, предшествовавшем указанному и включавшем зубцы кремлевской стены, похожие на букву "М", заглавную в названии города. Мяч выполнен в виде перевернутой пентаграммы - символа дьявола (то есть Воланда в булгаковской интерпретации).

 

Презентация хоккейного Динамо.

 

Церковь с красно-синим куполом носит имя Трех патриархов, в свою очередь, у ЦСКА можно вспомнить таких патриархов тренерского цеха, как Аркадьев, которого так назвал Старостин, Тарасов, признанный отцом русского хоккея, и Гомельский, получивший от баскетболистов прозвище "папа". Близость к "динамовскому" куполу как бы намекает на пресловутую дружбу между двумя клубами, на куполе имеются полосы, как и на современном логотипе. На соседнем желто-зеленом куполе по 11 шипов в каждом ряду, напоминающих верхние лучи армейской звезды, как и игроков-звезд в разных поколениях. 

  

Армейский хоккейный конь.

 

Решетка Большого каменного моста выполнена в виде пентаграммы, поэтому ей приписываются свойства талисмана. Она могла повлиять на эмблему шестидесятых, на которой впервые появились щит и название "ЦСКА", кроме того, на ней опять же была изображена кремлевская стена. Вероятно, высокопоставленные чиновники, курировавшие клуб, ездили в Кремль по мосту. 

  

Кони на Манежной площади.

 

Торпедо раньше называлось Пролетарской кузницей, эмблема которой включала шестеренку, как и колокольня храма. Черный цвет создается тенями, дополняя белый.

 

На этом коллекционном значке торпедовский логотип помещен как раз напротив колокольни.

Шестеренка с буквой "Т" похожа на дорисованный вход в ГУМ. 

 

Юношеская сборная России на фоне Исторического музея, тоже красного.

 

Орел, сидящий на мяче, нарушает футбольную заповедь "не сиди, яйцом станет", эта особенность эмблемы появилась до возвращения орлов на здание музея, но после воссоздания Воскресенских ворот с аналогичными флюгерами, разрушенных в советский период.

  

На Спасской башне фигурки львов и медведей с мячиками в лапах, как бы иллюстрирующие связь российской и английской премьер-лиг, о которой я уже писал.

 

В указе 17 века змей Зилант был назван василиском, а поскольку Казань считается третьей столицей, то вырисовывается следующая последовательность: Васильевский остров - Васильевский спуск - василиск. Мистик Алистер Кроули указывал на созвучность храма Василия Блаженного, построенного в честь взятия Казани, с василиском. Прежнюю статую сломали фанаты Спартака, влияние нового Зиланта на логотип 2013 года показано в фильме "Рубин, путь с востока на запад".

  

Со стадиона "Центральный" казанский Кремль виден как на ладони. Форма Искры (предшественницы Рубина) была белой, как и стены с башнями. Рубин был командой авиационного завода, поэтому ранние эмблемы включали ракету - возможно, стилизованную башню Сююмбике, известную своим наклоном. По такой логике, круг соответствует зданию цирка, сравниваемому с летающей тарелкой.

 

Абстракционистский дракон начала девяностых имеет что-то общее с кремлевской дамбой, тогда не имевшей современных разветвлений.

 

Возможно, последующий дизайн связан с конфигурацией дорог на площади между Кремлем и стадионом. Тогда шея дракона - улица Баумана, а крылья - Правобулачная и Левобулачная. 

Эмблема художника Петрова выглядит как перевернутая арка башни Сююмбике, относящейся к категории "падающих" башен. Интерес к сооружению, с которым связана легенда о свободолюбивой царице, мог быть вызван в том числе ростом национального самосознания в девяностые.

 

В презентации нынешнего логотипа указано, что он выполнен в форме драконьей чешуи, кроме того, отмечена преемственность по отношению к эмблеме Петрова. В архитектуре Спасской башни казанского Кремля заметен такой же переход от полукруглой арки к стрельчатой. Кроме того, имеется круг в виде циферблата; таким образом, здесь как бы отражены все три основные варианта эмблемы.

 

Итак, в культурной столице признали влияние архитектурных доминант, теперь очередь остальных клубов.